Картины Укиё-э
Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) - направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как "плывущий мир", является омофоном к буддистскому термину "мир скорби", но записывается другими иероглифами.
Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу.
Изначально гравюры были чёрно-белыми - использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э ("парчовые картинки").
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.
Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Жанры гравюр укиё-э
бидзин-га - изображение красавиц, основной жанр в гравюре укиё-э
якуся-э - портреты популярных актёров театра
сюнга ("весенние картинки") - эротические гравюры
катё-га - "цветы и птицы"
фукэй-га - пейзажи
муся-э - изображения знаменитых самураев
якуся-э - портреты популярных актёров театра
сюнга ("весенние картинки") - эротические гравюры
катё-га - "цветы и птицы"
фукэй-га - пейзажи
муся-э - изображения знаменитых самураев
Процесс создания
Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Над материалом работали